Корзина
29 отзывов
Как остановить воровство топлива? Как взыскать с водителя перерасход бензина?

Как остановить воровство топлива? Как взыскать с водителя перерасход бензина?

Как остановить воровство топлива? Как взыскать с водителя перерасход бензина?
Каждый руководитель сам выбирает, по какому пути идти. Нужно ли контролировать водителей? Как взыскать с водителя перерасход бензина? Простого решения проблемы привлечения водителей к ответственности за перерасход ими бензина все еще нет.

01.12.13

Как остановить воровство топлива водителями? 

Как взыскать с водителя перерасход бензина?

На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий. 
В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители. 
С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды. 
С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных).

Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины.

Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса. В данных случаях дополнительный «доход» водителей составляет не менее половины их официальной зарплаты. 
В итоге предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин. 
Зачастую, о том, что топливо разворовывают, знают все – и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблема в том, что доказать вину водителя без использования специального оборудования или особых методов практически невозможно. 

Единственный способ взыскать с водителя перерасход ГСМ – это возложить на сотрудника полную материальную ответственность. 

Статья 242. Полная материальная ответственность работника

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. 
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами »
Но на сегодняшний день применение данного способа в большинстве случаев возможно только в теории. На практике же все наоборот. Для того, чтобы в итоге привлечь водителя к ответственности нужно вначале доказать, что перерасход бензина – это следствие его противоправных действий, а не каких-либо других лиц или факторов. 
Дело в том, что существует множество причин перерасхода топлива – начиная от класса дороги, по которой приходится ехать и заканчивая техническим состоянием машины. 

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1)    когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2)    недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3)    умышленного причинения ущерба;
4)    причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
5)    причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6)    причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7)    разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8)    причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей. 

Полная материальная ответственность за причиненный работодателю ущерб может быть установлена трудовым договором, либо специальным договором.

Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников 

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. 
В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков. 

Табл. 1. Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива

Автомобили с впрыском топлива        Дизельных автомобили
•    Снижена по какой-то причине мощность двигателя; 
•    Неисправен датчик кислорода или его цепи; 
•    Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи; 
•    Двигатель не прогревается до рабочей температуры; 
•    Неисправна система опережения зажигания; 
•    Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи; 
•    Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь; 
•    Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть); 
•    Засорен воздушный фильтр; 
•    Слабая искра зажигания; 
•    Неисправна система наддува; 
•    Неправильно установлены метки привода газораспределения; 
•    Неисправна система контроля давления во впускном коллектор; 
•    Неправильное давление бензина; 
•    Не отрегулированы клапанные зазоры; 
•    Плохой накат (например из-за спущенных колес); 
•    Неисправна гидромуфта (у машин с "автоматом"); 
•    Неправильная работа автоматической коробки передач; 
•    Несправен ведущий мост.

•    Снижена мощность двигателя; 
•    Неисправны форсунки; 
•    Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха; 
•    Неправильное опережение впрыска; 
•    Двигатель не прогревается до рабочей температуры; 
•    Неправильная работа систем снижения токсичности. 

Наиболее распространенными считаются случаи, когда не отремонтирован карбюратор или инжектор. Конечно, крупные АТП обычно имеют в своем составе мастерские по ремонту подвижного состава, но регулировка карбюратора может быть правильно произведена только на специальном стенде, на котором точно определяется расход воздуха, и расход топлива, пропущенных через карбюратор. Если такого стенда нет, то можно считать, что карбюратор, в принципе, не может быть отрегулирован точно. 

Важным моментом считается качество топлива. Например, если залить в бак "прямогонку" или какой-нибудь суррогат, он приведет к снижению крутящего момента и мощности, а водитель подсознательно будет "давить на газ" (т. е. увеличивать подачу топлива в цилиндры двигателя), чтобы ехать в привычном режиме. 

Также на расход топлива влияет стиль езды. У одних водителей он более экономичный, у других более агрессивный. Реально экономичный стиль езды можно выработать только при езде на автомобиле, оснащенном электронным впрыском топлива и борткомпьютером, который показывает мгновенный расход топлива в л/100км. Визуальные ощущения и субъективные привычки водителей существенной экономии не дадут. 

Кроме того, сегодня распространены так называемые «недоливы» на АЗС. В среднем они составляют 50-100 мл на 1 литр бензина. 

Большинство организаций зачастую не хотят искать реальных причин перерасхода бензина, а просто собственными методами взыскивают с водителей денежную компенсацию. 
Некоторые организации лишают сотрудников премий. Но во-первых, премия – это стимулирующая выплата, которая выплачивается при условии достижения определенных показателей, в данном случае - соблюдение норм расхода топлива. Поэтому применять лишение не совсем корректно. Во-вторых, премируются действия работника, т. е. если перерасход бензина вызван не действиями водителя, а премии он лишен, рано или поздно он тоже начнет «воровать». 

Другие – удерживают перерасход ГСМ у сотрудников из заработной платы, при этом не имея доказательств его вины. Но в данном случае не стоит забывать о том, что водитель вполне может обратиться с заявлением в суд о признании незаконным приказа об удержании из заработной платы. В итоге, проблем с судебными разбирательствами будет масса. 

Ряд организаций – подают на сотрудников в суд. И в большинстве случаев, даже имея основательные доказательства вины водителей, проигрывают. Потому, что, во-первых, приходится проводить автотехническую экспертизу, выяснять, действительно ли техническое состояние машины позволяет выполнять нормативы по расходу. Но даже новые машины, только что выпущенные с конвейера, не всегда соответствуют нормам, что уж говорить о машинах которые имеют приличный пробег. Кроме того, экспертиза – это дополнительные затраты. Но даже если удастся доказать, что бензина машиной расходуется по норме, доказать вину водителя можно только в одном случае – «поймав его за руку». 
Уличить конкретного водителя в перерасходе топлива конечно можно.

И способов существует достаточно много. Например, проведение выборочных «слежек», прикрепление контролеров, проведение тестовых ездок для измерения нормальной нормы потребления машиной топлива и т. д. Но все это затрачивает, как правило, массу времени и денег, а главное – результат носит только временный характер. 

Каждый руководитель сам выбирает, по какому пути идти. Нужно ли контролировать водителей? «Воруют, ну и пусть воруют!» – скажет один руководитель, причем, как правило, это предприятие имеет либо небольшой автопарк, либо это государственное предприятие, где тратятся бюджетные средства. – «Зато они к машине, как к кормилице, бережно относятся».

Наверное, отношение водителя к машине зависит все-таки от человека. Есть водители, которые выполняют и работы больше, и бензина всегда хватает, и в салоне чисто, и машина меньше на ремонте, а есть такие, которые постоянно говорят, что «в пробке целый день стоял, сделал мало, а бензина истратил много, завтра опять с утра на заправку ехать придется», и машина как «загнанная лошадь».

Многие компании с высказанной точкой зрения не согласятся. Контроль необходим: каким образом эксплуатируется техника, ведь за ее покупку платило предприятие, соответственно и эксплуатировать ее должно именно оно в своих целях и деньги на бензин тратить в соответствии с работой техники.

Наилучший выход из данной ситуации – применение специальных систем и оборудования. Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем, основная задача которых – контроль и экономия топлива. 

Устройство ГЛОНАСС/GPS (автомобильный контроллер)

На транспортные средства устанавливаются терминалы, содержащие ГЛОНАСС/GPS приемник, микроконтроллер, флэш-память и GSM модем. Навигационные спутники  излучают сигналы, по которым приемник терминала определяет координаты транспортного средства.  Вся полученная информация передается на интернет-сервер системы спутникового слежения и мониторинга. Если объект находится вне зоны покрытия GSM сети, то информация сохраняется в памяти ГЛОНАСС/GPS терминала за три последних месяца работы. Оборудование подключается, скрытно устанавливается и пломбируется. При этом у таких систем существует возможность добавления в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS. 

После первого же месяца эксплуатации система дает ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля.

Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке. Сверяя чеки с реальными заправками, вы увидите расхождения до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получается приличная, не говоря уже о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя, как на ладони.

Многие автомобили оснащены холодильными агрегатами, которые подключены либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Если раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой холодильного агрегата, то теперь видно, что топливо либо сливалось из бака, либо есть расхождения реальной заправки в бак с чеком.

На многих предприятиях жесткие нормы: погрузка например должна начаться в 5.00 утра, не раньше. До этого водитель мог загрузить автомобиль вечером, оставить работать на холостом ходу и пойти спать, а утром подойти к 8.00 и спокойно поехать по маршруту. Теперь видно, когда двигатель был заведен. Водители удивляются: «Откуда вы знаете, что я начал загружаться в 4.25 утра?»

Узнав реальную картину оборота топлива, руководители некоторых водителей сразу увольняют, с некоторых продолжают взыскивать за топливо. А те, к кому нет вопросов, продолжают нормально работать. Нормы расхода значительно снижаются, появляется то, к чему стремились, – экономия. Для крупного предприятия это огромные суммы сэкономленных денег.

Система позволяет анализировать режим труда и отдыха, эффективность работы каждой машины,  выявить любой перерасход, в том числе связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля, ведь не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть и честные.

Существуют и другие преимущества системы: если заправочная колонка заправляет топлива немного меньше, вы это видите, если разница между чеком и заправкой составляет около 10% и повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке, а на других все нормально, то следует сообщить об этом топливной компании.

Система Wialon в сфере контроля грузоперевозок позволяет:

1.    Осуществлять контроль транспортных средств в режиме реального времени (местонахождение, скорость, количество топлива в баках,  состояние датчиков и т.д.)
2.    Исключить не целевое использование транспорта (Вы всегда будете в курсе, на самом ли деле ваш водитель "болел", "сломался", был "задержан ГИБДД", или использовал служебный транспорт в личных целях.) Система Wialon “Hosting” отслеживает подробные маршруты и позволяет не только стопроцентно доказать факт нарушения, но и точно оценить нанесенный Вам ущерб.
3.    Возможность контролировать скоростной режим, пробег
4.    Осуществлять грамотную логистику, оптимизировать маршруты передвижения
5.    Предотвратить несанкционированное использование автомобиля
6.    Контролировать все заправки и сливы топлива автомобиля, расход от времени в л/ч, расход от пробега в л/км
7.    Контролировать место, время, продолжительность стоянок и остановок автомобиля
8.    Контролировать место и время открытия/закрытия дверей фургона для разгрузки/погрузки, график доставки грузов
9.    Достоверную информацию о состоянии зажигания (стоянка с включённым двигателем или с выключенным).
10.    Контроль условий перевозки и сохранности груза 
11.    Возможность получать фотоснимки с внешней видеокамеры в режиме on-line и иметь достоверную информацию о местоположении ТС 
12.    Контролировать групповой пробег и расход топлива всего автопарка сразу за любой промежуток времени (Информация на сервере хранится 3 месяца)
13.    Контроль организации планового ТО и ремонта автомобилей. 

Предыдущие статьи