Корзина
31 отзыв

Технология кражи топлива и как с этим бороться.

Технология кражи топлива и как с этим бороться.
Затраты на рейс слагаются из многих составляющих. Из них на долю топлива приходится едва ли не самая весомая часть. И именно махинации с ним наносят предприятию наибольший вред — деньги утекают мимо кассы. Существует несколько отработанных способов.

13.04.14

Сегодня мы снова поговорим о проблемах с перерасходом топлива и откровенном его воровстве водителями.

Воруем, братцы, воруем…

Затраты на рейс слагаются из многих компонентов. Из них на долю топлива приходится едва ли не самая весомая часть. И именно махинации с ним наносят многочисленным АТП наибольший вред — деньги утекают мимо кассы. Существует несколько отработанных способов воровства.

Основной — игра на ценах и расходе. Нередко при подъезде к терминалам в эфире звучит разноголосица — «Топливо рисуем по… цене или по…?» И обсуждения эти порой затягиваются на часы! Оборвать их можно одним хорошим придушенным рыком — «У меня в кабине — директор! Заткнитесь…!» Тогда становится тихо.
Прежде, чем описывать технологии воровства и методы борьбы с ним, попробуем объяснить, почему водители это делают. В среде директоров, да и водителей, существует поговорка: «водителя куда ни поцелуй — везде кругло». Учитывая, что огромное число руководителей АТП вышло из водительской среды, слышать это более, чем странно. Тем не менее, это так. Известно, что большинство директоров предпочитает зарплаты сотрудникам выдавать с некоторой задержкой, да и порой вместо одних денег выдаются совсем другие суммы, разумеется, значительно меньшие. А шоферской братии обидно — они ж пахали, не разгибаясь! Они ж газовали! А тут — такой облом. И водитель изо всех сил пытается недополученные деньги компенсировать. Поэтому кража на родном предприятии считается в водительской среде чуть ли не геройством. 

Воровать бензин начали еще в Советском Союзе. Как только появилось такое понятие, как служебный автомобиль, начались и хищения. Нанятые водители не чурались сливать казенное топливо «налево». Схем для махинаций было несколько. Но чаще бензобак опустошался вручную, а потом «подкручивались» реальные цифры пробега автомобиля.

Причем мошенникам особо бояться было и нечего. За ними никто не следил, объемы бензина практически не контролировались. «Хозяева» служебных машин не были озабочены вопросами экономии. А их подчиненные жили по любимому советскому принципу «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Тогда же было выдумано для воров почти ласковое слово — «несун». Философия проста: если от «много» берут «немножко», то это не кража, а просто дележка.

Технология кражи топлива

Есть несколько приемов. Все их раскрывать не будем, водителям тоже жить хочется, но основные таковы. Один связан с так называемым сливом топлива на запасной площадке. Проходит машина по Польше, заправленная под пробку, более дешевой соляркой. И на границе с Германией водитель сливает излишек в резервуар. В Германию автопоездам разрешен въезд только с 200 литрами (не считая запаса для холодильных агрегатов рефрижераторов). После чего на обратном пути в той же Польше бак наполняется дешевой, заранее оставленной соляркой, а по образцу и подобию чеков с немецких заправок изготавливаются любые нужные чеки. Их отличие от реальных — в цене и количестве залитого топлива. Привезенный в Россию отчет подшивается, принимается, разница на рейсе идет в карман. Ибо учесть, сколько реально сожжено топлива без технических средств — задача трудоемкая.

Начало борьбы
Первые ростки борьбы с криминальным «сливом» топлива начались в начале 90-х после того как в России появились GPS-приемники. Они позволили контролировать простейшие аферы. Водители уже не могли просто так откачать топливо из бензобака, а потом накрутить счетчик. Спутниковый приемник контролировал реальный пробег машины и мог рассчитать примерное количество бензина, потраченное за тот или иной период.

Помимо GPS-системы на рынке стали продаваться и специальные датчики уровня топлива в баке. Они сигнализировали в случае резкого изменения количества дизельного топлива.

Но хищения не прекратились. Любители легких денег стали придумывать новые способы обогатиться. Например, были распространены, так называемые, сливные магистрали. Это дополнительный бак, установленный на автомобиле, в который собиралось, а потом реализовывалось дизельное топливо оптом.

А некоторые придумали обналичивать топливные карты, заправляя чужие автомобили. Благо в компаниях не могли подсчитать, сколько реально требуется бензина на поездку, а потому выдавали его с запасом. А водители ухищрялись экономить, например, не снижали скорость в населенных пунктах. Бензина тратилось меньше, и можно было потом излишки забрать себе.

Но больше всего воровали на стройплощадках. На спецтехнике спутниковые маячки были вообще бесполезны. Тот же экскаватор никуда не едет, но двигатель работает во время копания, горючее тратится. А посчитать сколько невозможно. По оценке некоторых экспертов, на стройках воровалось до 80 процентов топлива, в то время как на грузоперевозках «налево» уходило около 15%.

Когда о подобном способе стало известно, пришлось придумывать специальные устройства, которые фиксировали не уровень топлива, а время работы двигателя. Соответственно сравнив время, когда мотор был включен, и реальный объем проделанной работы, владельцы спецтехники смогли пресекать хищения горючего.

Воровать, как привычка.
После внедрения новомодных систем слежения, ситуация несколько улучшилась. Воровства стало заметно меньше, поэтому владельцы транспорта вздохнули с облегчением. Более того, со временем появилась и российская система слежения ГЛОНАСС, которая контролировала перемещения автомобилей еще лучше, чем западная GPS.

Но случилось удивительное. Люди настолько привыкли воровать, что потеряли ориентиры «что такое хорошо, и что такое плохо». Многие были откровенно возмущены, что им не дают зарабатывать.

И смешно, и грустно, но у одного жителя Норильска «хватило ума» даже написать письмо с жалобой президенту. В послании мужчина откровенно просил разрешить воровать, как он привык.

Другие же, более умные и хитрые, жаловаться не стали, а просто начали придумывать новые способы хищения горючего. Самым простой и надежной схемой стал банальный вандализм. Водители просто выводили из строя навигационные антенны ГЛОНСС/GPS. Как говорится, «голь на выдумки хитра». Передающие устройства просто накрывались «шапочками» из фольги или обычными ведрами. В результате сигнал блокировался, и посчитать, сколько машина проехала и сколько топлива израсходовалось было нельзя.

Владельцам транспорта снова пришлось «взяться за голову». Датчики стали устанавливаться в труднодоступных местах автомобилей.

Некоторые расхитители действовали и вовсе «топорными» методами. Они уничтожали электронику, например, пропустив через неё ток. Но этот метод не получил широкого распространения, так как поломку было легко заметить. Соответственно все претензии адресовались водителям, и починка проводилась за их счет.

Групповое воровство
Тем не менее системы мониторинга сделали свое дело. Со временем аферисты-одиночки перестали получать  ощутимую прибыль. Но мошенничество с бензином не исчезло. Стали создаваться целые группы по хищению горючего. Водители входили в сговор с диспетчерами,  техниками и охранниками.

Соответственно результаты проверок фальсифицировались «своими» людьми на базе. Те, кто должен был отвечать за контроль над расходом топлива, подделывали результаты экспертиз.

Пришлось ученым опять придумывать что-то новенькое, чтобы остановить вал преступности. Были изобретены автоматические системы, которые собирали данные о перемещениях автомобиля. А отчеты посылались всем заинтересованным лицам в компании, включая руководство. Сливать топливо и подделывать результаты стало практически невозможно.

Сливать из цистерн
При перевозке топлива всегда воровали беспрепятственно. А после того, как сливать из бензобака стало затруднительно, размеры хищений из цистерн выросли в разы. Систем учета, как в двигателе, никаких не стояло. Они, конечно, существовали на рынке, но были слишком дорогие. А компании не хотели тратиться.

Мошенники стали «безбожно» красть топливо из цистерн. До заказчика порой не доходило процентов 10 от первоначального объема. А списывалось на химические процессы. Известно, например, что из-за изменения температуры и других естественных факторов количество литров топлива имеет свойство уменьшаться, при увеличении плотности. Этим и пользовались аферисты.

Пришлось владельцам грузоперевозок все-таки раскошелиться и начать ставить в цистерны системы слежения. Информация о количестве горючего постоянно поступала на пульт диспетчера, и он мог оценить реальные объемы заказов.

АЗС
Наибольшие масштабы кражи топлива после всех новомодных датчиков, установленных на автомобили, стали происходить на заправках. Вот уж где никто ничего не контролировал. Измерение объемов бензина на АЗС часто делается «на глазок» при помощи мерного щупа. Находчивые аферисты воровали десятками и даже сотнями литров.

А параллельно стало модным не доливать клиентам. Достаточно установить на колонку специальные «жучки», которые будут подменять реальные цифры на 1-2 литра. А излишек идет в карман мошенников.

Контролировать «недолив» должны сами покупатели. Чтобы не быть обманутым, достаточно сравнить цифры на колонке и в чеке. Однако, даже если обман раскроется, очень трудно наказать виновных. Не понятно, кому предъявлять претензии. Компания будет кивать на конкретного сотрудника, а он в свою очередь на руководство. Максимум, что можно сделать, потребовать долить оплаченное топливо и больше никогда не пользоваться услугами данной АЗС.

Современные реалии
Системы мониторинга, спутниковые датчики, автоматические контролеры – все это несколько остановило вал преступности. Но надеяться, что воровство топлива прекратится совсем, несколько наивно. Этот лакомый пирог всегда будет в центре внимания аферистов. Плюс ко всему, цена на горючее растет год от года. Поэтому можно почти наверняка сказать, что будут придумываться все новые и новые способы незаконного присвоения топлива.

Сейчас на грузовых автомобилях принято устанавливать, так называемые, тахометры. Эти устройства фиксируют все характеристики передвижения транспорта. А информация хранится в электронной базе данных, ключи от которой хранятся сразу в нескольких источниках. Доступ к информации есть у техников, диспетчеров, руководства компании и специальных независимых инспекторов. Чтобы провести махинации, нужно иметь доступ ко всем четырем источникам.

Но современные хакеры тоже не сидят, сложа руки. Наверняка, прямо сейчас компьютерные гении трудятся над тем, как обойти электронные системы. И почти наверняка, что-то новенькое мошенники смогут придумать.

На всякого мудреца довольно простоты 

Всякому руководителю известно, что отношение водителя к машине зависит все-таки от человека. Есть водители, которые выполняют и работы больше, и бензина всегда хватает, и в салоне чисто, и машина меньше на ремонте, а есть такие, которые постоянно говорят, что «в пробке целый день стоял, сделал мало, а бензина истратил много, завтра опять с утра на заправку ехать придется», и машина у такого водителя всегда в состоянии «загнанной лошади».

Каждый владелец автопарка согласится с тем, что контроль необходим: каким образом эксплуатируется техника, ведь за ее покупку платило предприятие, соответственно и эксплуатировать ее должно именно оно в своих целях и деньги на бензин тратить в соответствии с работой техники.

Опытом многих предприятий доказано, что наилучшим способом контроля за эксплуатацией техники и контролем расхода топлива является система спутникового мониторинга. Такую систему предлагает, устанавливает и ведет полное техническое сопровождение Компания "УСПЕХ" - Навигационные системы Кубани. Она не только предоставляет достоверную информацию, но и выдает эту информацию в виде, удобном для составления отчетов по всему парку техники, позволяет оптимизировать процесс работы (техника меньше простаивает, больший объем работ выполняется и т. д.).

Специалисты Компании "УСПЕХ" постоянно следят за подконтрольными объектами и в случае, когда вышеописанное событие происходит, немедленно ставят в известность владельца или назначенное им ответственное лицо. Также предоставляются все виды отчетов по данному событию.

Если водитель не согласен с тем, что зафиксировано системой спутникового контроля и руководитель предприятия, идя на поводу у своего нечестного сотрудника, оспаривает правильность показаний оборудования спутникового слежения (такое тоже иногда бывает), специалисты Компании "УСПЕХ" выезжают на место для осмотра техники и составления полной технической экспертизы.

Обычно проведение контрольной заправки или контрольного пробега бывает достаточно для прояснения ситуации, но в арсенале у специалистов технической службы Компании "УСПЕХ" имеются и другие способы установления истины.

Источник: Компания "УСПЕХ", Навигационные системы Кубани.

Предыдущие статьи